Закупки – это основной механизм расходования бюджетных средств. В целях их экономии и исключения фактов хищения за заказчиками осуществляется государственный, ведомственный и общественный контроль.
Ведомственный контроль реализуют заказчики – органы государственный власти, а также подведомственные им учреждения.
Также правом на осуществление контроля в рассматриваемой сфере наделены граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц (общественный контроль).
Основным правовым средством контролеров являются плановая и внеплановая проверки.
Результатом проверки (как плановой, так и внеплановой), в ходе которой выявлено нарушение, может стать рассмотрение дела об административном правонарушении и наложение штрафа, предписание об устранении нарушений (в том числе об аннулировании закупки), обращение контрольного органа в суд с заявлением о признании закупки и заключенного по ее результатам контракта недействительными, а также направление в правоохранительные органы информации о выявлении фактов действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления.
Информация о проведении контрольными органами проверок, их результатах и выданных предписаниях (представлениях) размещается в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок. Его ведение обеспечивает Федеральное казначейство.
Общественный контроль в сфере публичных закупок осуществляется в форме направления предложений по совершенствованию законодательства в сфере закупок, проведения общественного мониторинга публичных закупок, общественного обсуждения публичных закупок, обращения в органы публичной власти.
В настоящее время приведенная система государственных закупок в целом позволяет обеспечить ее эффективное функционирование.
Органы прокуратуры Российской Федерации в систему органов контроля не входят, поскольку реализуют универсальный и надведомственный вид государственной деятельности – надзор за исполнением законов, в том числе отмеченными органами контроля.